Свежие комментарии

  • Ирина
    Ну это часть информационной войны ,которую все 100 лет ведут враги коммунистов на Западе и в Европе -против других ст...В Польше выпустил...
  • Василий
    Читаем "российская семья должна зарабатывать 300 000", подразумеваем что это московская. Интересно, сколько эта семья...В России 20 милли...
  • anatolii660 reznikov
    Я просто имел в виду что сам регион их внутри своего бюджета федеральные деньги перекидывать не может !Российские регион...

О песне Газманова "Офицеры"

Есть такая мерзкая песенка у Газманова, "Офицеры" называется. Когда исполняют, непременно хочется выйти на свежий воздух — подальше от оной и от людей, которые под неё зачем-то встают. 

А тут прямо с утра — толковый разбор от писателя Юрия Полякова:

О песне Газманова "Офицеры"

А теперь озадачимся, к кому обращается Олег Газманов? Он не скрывает, что поёт 

...Тем, кто выжил в Афгане, 
свою честь не изгадив, 
кто карьеры не делал 
от солдатских кровей… 
Я пою офицерам, 
матерей пожалевшим, 
возвратив им обратно 
живых сыновей... 

Оставим на совести педагогов, учивших будущего поэта синтаксису, неуклюжее и двусмысленное сочетание «пожалевшим, возвратив». (Когда именно они пожалели: до или после?) Но совсем уж непонятно, почему «от солдатских кровей»? Правильно ведь «на солдатской крови». «Кровь» во множественном числе – «крови» – в русском языке означает ежемесячные дамские недомогания. При чём тут воины-интернационалисты, состоявшие в основном из мужчин? А вот при чём: через строчку появляется слово «сыновей». Рифма. Возникает и ещё один странноватый смысл: если автор специально обращается к офицерам, выжившим, «свою честь не изгадив», значит, предполагается наличие контингента командиров (ограниченного, хочется верить!), честь изгадивших, матерей не жалевших и потому сыновей им обратно не возвращавших.
Виноваты в гибели солдат, выходит, не душманы и кремлёвские стратеги, а лейтенанты и капитаны, которые, как известно, при выполнении боевых задач умирали и получали увечья вместе с рядовыми. Понимают ли всё это военные люди, стоя подпевающие явной напраслине на былую Советскую армию, небезукоризненную, конечно, но отнюдь не бесчеловечную?! Это я утверждаю как автор «Ста дней до приказа». 

Уверен: самопровозглашённый поэт хотел, как лучше, и ни о чём таком даже не помышлял, но это, увы, следует из контекста. Ещё герой Мольера сокрушался, что необходимость постоянно подыскивать рифмы заставляет некоторых сочинителей нести полную околесицу. У Олега Газманова содержание тоже часто определяется не намерением, а близлежащей рифмой или заданным размером. Эта детская болезнь в стихосложении одна из самых распространённых, что-то вроде кори или свинки. Но страдать поэтической свинкой в зрелом, орденоносно-лауреатском возрасте?! Очень редкий случай… 

Однако продолжим анализ текста, который я взял для разбора не потому, что он худший из всех, что поют сегодня. Не худший. Просто он типичный и часто звучащий. Но самое главное – песня претендует на определённую государственную патетику и идеологическую установку. А это уже серьёзно и заслуживает строгого смыслового анализа, к чему Газманов, любимец кремлёвских концертов, уверен, явно не привык. Но если он считает себя поэтом и планирует в дальнейшем множить свои патриотические сочинения, то пора привыкать... 

Думаю, все согласятся с тем, что от песен в нашем сознании остаются прежде всего припевы. Соответственно и требования к этой части текста повышенные. Увы, и тут у нас беда: 

Офицеры, офицеры, 
Ваше сердце под прицелом. 
За Россию и свободу до конца! 
Офицеры, россияне, 
Пусть свобода воссияет, 
Заставляя в унисон звучать сердца. 

Кстати, иные творческие работники приняли за свободу ликвидацию в 91-м художественных советов, которые в первую очередь отсеивали художественно слабые, а потом уже идеологически вредные сочинения. Был такой совет по песне и при Гостелерадио, его тоже упразднили. И свобода воссияла! Просто некому теперь объяснить автору, что сердца всё-таки «стучат», а не «звучат», что если свобода «заставляет», то это очень подозрительная свобода, ведь именно «тоталитарные режимы» «заставляют в унисон звучать сердца», а свобода как раз предполагает вполне самостоятельные ритмы сердечных мышц.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх