Чиновникам резко повысили годовые бонусы

У работающего населения России резко вырос уровень жизни, отчитался в четверг Росстат.

В декабре 2019 года средняя зарплата в стране подскочила на 10,1% и достигла 62239 рублей. В среднем, согласно статистике, каждый из более 70 миллионов трудоспособных граждан получил прибавку в 6270 рублей.

«Столь резкий скачок может быть связан только с годовыми бонусами, причем, в госсекторе, - указывает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. - Частный сектор выплачивает бонусы обычно весной после подведения годовых итогов».

Из-за премий и бонусов декабрьская зарплата всегда превышает среднюю по году, но на этот раз расхождение достигло почти 15 тысяч рублей. «Этот скачек стал рекордным в истории - плюс 34,5% к ноябрю», - отмечает экономист Nordea Татьяна Евдокимова. Предыдущий рекорд был в декабре 2011-го на пике тучных лет с нефтью по 100 долларов за баррель (+34,4%).

Среднднегодовая зарплата, согласно Росстату, составила 47468 рублей и выросла на 7,5% и на 2,9%.

Сопоставимый скачок - на 11,6% - Росстат фиксировал в начале 2018 года, и тогда он был во многом «бумажным», связанным с повышением МРОТ, напоминает Тремасов. Впрочем, для подавляющего большинства на «бумаге» растущие зарплаты остаются и сейчас: по данным ВШЭ, на декабрь только 10% россиян заметили улучшение личного материального положения за последний год, тогда как у 28% оно ухудшилось.


Еще больше - 38% - «негативно» оценили изменения в экономике, 29% заявили, что ждут дальнейшей деградации экономической ситуации, 19% - ухудшения личных финансов.

«Удивляться «волшебным цифрам» Росстата не стоит, даже если они в чем-то и опираются на реальность, - говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. - Вопрос с повышением уровня благосостояния населения в 2020 году вынесен на уровне престижа действующей власти, и сомнений насчет объективности этих цифр все больше».

Декабрьская цифра от Росстата в 2 раза превысила прогнозы и действительно выглядит «нездоровой», отмечает главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой. Скорее всего, «рывок» обеспечили «новогодние» бонусы в госструктурах или бизнесе с госучастием или госвовлеченностью, предполагает он, добавляя, что такое ускорение никак не связано с производительностью труда в целом по экономике.

Судя по тому, что уровень бедности продолжает расти (на 100 тысяч человек за январь-сентябрь), есть все основания предполагать, что в прошлом году сработал «эффект Матфея»: «… Ибо всякому имеющему дастся и приумножится» и рост доходов произошел за счет преимущественно высокодоходного населения, говорит директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович: это несет риски для экономики и увеличивает разрыв между бедными и богатыми.

Самые богатыми, как следует из данных Росстата, остаются те, кто находится в непосредственной близости к сырьевой трубе. В «добыче нефти и природного газа» зарплаты выросли на 5,9% - до 135026 тысяч рублей за год. Меньше всего платят в производстве одежды - 20 552 рубля.

По росту зарплат всех обгоняет рыбная промышленность - 14,5%, единственной отраслью, где зарплаты режут, является «производство нефтепродуктов» (-7,1%).

Источник ➝

Правительство России введет запрет на импорт дешевого бензина


В условиях резкого падения цен на нефть правительство решило временно ограничить ввоз в Россию топлива. За рубежом оно подешевело вслед за нефтью, а в России стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования


Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Правительство решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок, рассказал РБК один из участников топливного рынка. Это подтвердили три федеральных чиновника.

С таким предложением выступило Минэнерго и профильный вице-премьер Юрий Борисов его поддержал, утверждают два собеседника РБК.


Представители Минэнерго и Борисова отказались от комментариев.


Запрет будет введен в самое ближайшее время, в апреле, но сначала компаниям просто объявят о решении, законодательно оно будет закреплено позднее — как только выйдет соответствующее постановление правительства, указывает один из источников РБК. Мера временная и пока рассчитана до сентября 2020 года — то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть, заключает собеседник

Запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива, поясняет один из источников. Из-за падения цен на нефть в мире рухнули и цены на бензин. Но в России действует механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могли произойти в результате колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.

В итоге российский бензин оказался намного дороже нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов). 6 апреля нетбэк на АИ-92 составлял 25,7 тыс. руб. за тонну, а оптовая цена в России — 38,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. В таких условиях импорт зарубежного бензина неизбежен, объяснял главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.


Спрос на бензин и так сильно упал из-за карантина, объясняет один из источников РБК. По оценкам министра энергетики Александра Новака, в крупных городах падение составило 10—30%. Если не ввести запрет на импорт, нишу российского топлива займет дешевый заграничный бензин, произойдет затоваривание рынка и российским НПЗ придется снижать загрузку, а это в корне неправильно, утверждает собеседник РБК.

Но запрет импорта бензина в Россию наносит ущерб российским потребителям нефтепродуктов и усиливает монополию нефтяных компаний на внутреннем рынке, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. «Вместо того, чтобы запрещать импорт топлива, следует исправить или отменить демпфер, который является основной причиной существующего рыночного перекоса», — считает он.

По мнению Дмитрия Гусева, вице-президента Независимого топливного союза, хотя дешевое топливо и является благом как для независимых сетей, так и для потребителей, но запрет импорта топлива на период пандемии может поддержать переработку нефти в России. «Переработка в России, которая и так находится на нулевых рентабельностях, в текущих экономических условиях может плавно закончить свое существование. И мы можем оказаться в зависимости от импортного сырья. Украина, у которой практически нет собственных работающих НПЗ, в условиях политических и торговых санкций переплачивает до 40% за среднеевропейскую оптовую цену на топливо. Поэтому преждевременно говорить о запрете как о попытке заставить потребителя платить больше», — сказал эксперт РБК.

РБК направил запросы в крупнейшие российские нефтяные компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», а также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Картина дня

))}
Loading...
наверх