Михаил Стасов предлагает Вам запомнить сайт «Дискуссии о политике "Не в стороне"»
Вы хотите запомнить сайт «Дискуссии о политике "Не в стороне"»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой

Как у себя дома: Очередной отряд кораблей НАТО зашел в Одессу

развернуть

"Экономическая программа после выборов президента будет ультралиберальной"

Судя по тому что говорят источники СМИ, работа над экономической частью предвыборной программы в Кремле находится на этапе завершения. Основными постулатами станет здоровье нации, рост доходов, развитие образования, борьба с коррупцией. Тем временем, РАНХиГС опубликовала опрос граждан об экономической политике государства. Выяснилось, что настоящий курс поддерживают менее 4% россиян. Стоит ли ждать его смены? Социолог, кандидат политических наук Борис Кагарлицкий

уверен, что после выборов курс не только не изменится, но и станет еще жестче по отношению к "социалке" и экономическим интересам простых граждан. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.

Вопрос: Сообщается, что для предвыборной кампании Владимира Путина готовится некий пакет реформ, с которым Владимир Путин может пойти на четвертый срок. Речь идет о здравоохранении, образовании и борьбе с коррупцией. А ранее свои предложения направили бизнес-омбудсмен Борис Титов и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Чего стоит ждать от итоговой программы и какие это будут реформы?

Борис Кагарлицкий: Наши власти работают над пиаром, а не над программой как таковой. Это не значит, что плана экономических действий на 2018-2019 годы нет. Он есть. Только этот экономический план не имеет ничего общего с тем, что будет обсуждаться в ходе избирательной кампании.

Если во время избирательной кампании власть начнет озвучивать реальный план, это, скорее, будет похоже на публичное самоубийство.

Все прекрасно понимают, что после избирательной кампании, когда вопрос о передаче власти решится благополучно, начнется резкое свертывание социальных программ. Ужесточится вся политика экономии во всем, что касается расходов на образование, здравоохранение, дорожное строительство за пределами нескольких крупных городов. Готов план и пенсионной реформы, предполагающий сокращение пенсионных прав.

Жесткого наступления на социальные права и интересы рядовых граждан следует ожидать не из-за злой воли конкретных чиновников, а из-за того, что просто в рамках их подхода других вариантов уже нет. Они исходят из принципа "сбалансированного бюджета", в том виде, в каком он понимается нынешним Минфином. Это главная догма. В рамках такого подхода ничего другого, кроме как очередного ограбления населения, не остается. Замечу еще один момент – будет массовый рост всевозможных поборов и налогов. То, что мы видели в случае с "Платоном", превращается в повсеместную практику, власти брать стараются повсюду, самый, конечно, анекдотический случай – налог на обувь.

Так что реальный экономический план есть, я думаю, он давно утвержден, согласован, просто еще неясны детали реализации, они и обсуждаются. Во-первых, какие-то идеи все же довольно абсурдны, а во-вторых, всегда возникает вопрос, насколько это вообще реально реализовать на практике.

Что же предложат людям в ходе самой избирательной кампании – вопрос к пиарщикам власти. Это совершенно другая тема, которая к реальной политической программе отношения не имеет.

Что касается планов Кудрина и Титова, то предложения в той мере, в какой они соответствуют парадигме ограбления граждан, могут быть использованы.

Вопрос: Получается так, что в начале правления Путина шли либеральные реформы, которые уперлись в протесты против монетизации льгот, их подморозили, и вот, на четвертом сроке Путина, их хотят завершить?

Борис Кагарлицкий: В каком-то смысле, да. В 2005 году власть уперлась в ситуацию, когда выяснилось, что продолжение либеральных реформ приведет к делегетимации самого президента и всей системы в целом. Они отступили в тот момент. Тут надо учитывать, что колебания маятника между более либеральной и менее либеральной экономической политикой связаны с прагматическими вещами, такими как балансировка бюджета. Повторюсь, мышление наших чиновников предполагает, что любые меры, которые направлены на интересы населения – на самом деле расточительство. Однако, это расточительство, вместе с тем, воспринимается как мера для сохранения поддержки у власти. Это, дескать, плохо, но это есть необходимое зло. Поэтому когда у Минфина есть лишние деньги, то чиновники готовы эти свободные средства отдавать на какие-то социальные программы или программы развития. В целом же даже экономическое развитие в Минфине не очень одобряется, так как предполагается, что свободный рынок должен развиваться себя сам.

Сейчас экономические власти оказываются в тупике. С одной стороны, у них и свободных средств то нет, а с другой стороны, свободных средств не осталось и у населения. Метод срезания жирка, который планировался в 2005 году, становится менее эффективным. Изъять просто нечего – население обеднело. Это создает проблемы для подхода к экономике. Решат эти проблемы другим простым способом: все популярные вещи будут максимально озвучены во время предвыборной кампании, а непопулярные реализованы уже после кампании.

Вопрос: Почему считается, что новый президентский срок – удобный момент для очередного этапа либеральных реформ? Вот, к примеру, накануне РАНХиГС опубликовала результаты опросов, неизменность экономического курса поддерживают сегодня меньше 4% россиян.

Борис Кагарлицкий: Это, безусловно, так, но власть исходит из того, что деятельность президента воспринимается народом как не имеющая отношения к деятельности чиновников, Правительства, министров и даже к деятельности самого же президента. Обратите внимание, что легитимность Путина не страдает даже от его собственных действий, более того, не влияет на отношение к нему граждан. Люди разделяют Путина как символическую фигуру и реальные события и политику. Путин у нас как абстракция, герб, флаг, национальный символ, а реальный Путин не очень важен.

Но тут есть проблема. Она заключается в том, что политическая ситуация, которая будет вызвана жесткой экономической политикой, не сможет обойти президента. С другой стороны, в Кремле не решили еще, кто пойдет на выборы президента, фамилию, я думаю, мы узнаем через месяц. На сегодня не исключен вариант, что Путин опять на 4-6 лет уйдет, а потом постарается вернуться, что теоретически возможно.

Вопрос: Чтобы удар от непопулярных мер кто-то принял на себя?

Борис Кагарлицкий: Да. Сейчас ведь будет принят целый ряд непопулярных мер. Начиная от слива Донбасса, заканчивая крайне непопулярными экономическими мерами. Тот, кто их проведет, потом будет сам слит, а на его место придет либо Путин, либо настоящий наследник. Все варианты рассматриваются как возможные политтехнологические ходы.

Насколько известно мне, правда, как мы понимаем, точно ничего не знает сейчас даже сам Путин, 80% за то, что выдвигается Путин, 20% за то, что выдвигается промежуточная фигура. Да, голосов в пользу выдвижения Владимира Путина пока больше, но все может поменяться после одного совещания, на котором его участники примут решение. Самое главное, ни одно решение по выборам 2018 года не будет принято до последнего момента, до 10-20 ноября 2017-го. Решат, когда уже просто невозможно будет тянуть.

Вопрос: Исходить же будут из того, что основная цель углубить и усугубить либеральный курс в экономике, так получается?

Борис Кагарлицкий: Курс в российской экономике всегда был и остается либеральным. Никакого другого курса не было. Просто этот курс ограничен необходимостью оглядываться на позицию граждан. Граждане представляют некую проблему для наших экономистов во власти. Считаться с существованием населения им, так скажем, приходится.

Баланс между тем, что определенные идеи все же надо провести, поскольку есть интересы корпораций и финансовых групп, и тем, что в наличие имеется еще и страна, которую нельзя игнорировать, потому что в ней и делаются деньги, определял прошедшие 17 лет. Теперь же власть в тупике. Неспособность принять окончательные решения связана с тем, что это не какой-то выдуманный политтехнологический тупик или тупик их сознания. Тупиковая ситуация объективна. Как они будут из него выходить? Никому непонятно, даже им самим. Объективно же говоря, в нынешней парадигме власти выхода реально нет.

Подпишитесь на нас


Источник →

Опубликовано 17.03.2017 в 23:05

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
сергей белоусов
сергей белоусов 18 марта 17, в 20:12 одесситы вы же россия Текст скрыт развернуть
0
Старина Джорж
Старина Джорж сергей белоусов 18 марта 17, в 23:01 Вот и помоги Россия Одессе!
http://odessa2may.wesign.it/ru
Текст скрыт развернуть
-1
Толич Иванов
Толич Иванов сергей белоусов 19 марта 17, в 10:22 Российских( советских) одесситов там не осталось, последних сожгли заживо 2 мая Текст скрыт развернуть
1
Валентина Бородина
Валентина Бородина Старина Джорж 19 марта 17, в 12:57 И снова вопль о помощи со стороны Украины! Когда же вы кому -нибудь помогать начнете7 Что же вы вечно с протянутой рукой. Текст скрыт развернуть
0
Старина Джорж
Старина Джорж Валентина Бородина 19 марта 17, в 13:04 Где померещилась протянутая рука?
Размечталась!
Там ПЕТИЦИЯ - обращение к Организации Объединенных Наций.
Текст скрыт развернуть
0
hama
hama Старина Джорж 20 марта 17, в 12:56 помочь мылом и веревкой, или вазелином? Текст скрыт развернуть
0
Петр Кадубинский
Петр Кадубинский 18 марта 17, в 20:24 натовцы продолжают дразнить ВМФ россии, на большее духа нет! Текст скрыт развернуть
3
STENK Палагин
STENK Палагин 18 марта 17, в 20:38 Пусть плавают " для изучения" НАМИ. Рамки приличия не пересекут. Текст скрыт развернуть
1
Aram Arutyunov
Aram Arutyunov 18 марта 17, в 20:55 Вот и в КРЫМ так хотели! Обломилось!!!!! Текст скрыт развернуть
3
Максим Клименко
Максим Клименко 18 марта 17, в 20:59 Помочь бы им в тренировках - минные заграждения выставить... Текст скрыт развернуть
2
Старина Джорж
Старина Джорж Максим Клименко 18 марта 17, в 23:00 Зачем так усложнять?
Достаточно подписать "Петицию" одесситов в ООН.
http://odessa2may.wesign.it/ru
Текст скрыт развернуть
0
Максим Клименко
Максим Клименко Старина Джорж 18 марта 17, в 23:15 Искренняя помощь бесценна. Текст скрыт развернуть
1
Ильдар Давлятов
Ильдар Давлятов 18 марта 17, в 21:28 чернозем вывозят поди Текст скрыт развернуть
2
ватник колорадский
ватник колорадский 18 марта 17, в 22:22 ну и Х*Й на них,одесса не крым! Текст скрыт развернуть
-2
Старина Джорж
Старина Джорж 18 марта 17, в 22:54 Одесса есть Одесса,и голой жопой на ежа не сядет! Одесса 2-го мая 2014 поняла с кем дело имеет
http://vvv-ig.livejournal.com/690116.html
Флажки,транспоранты,лозунги здесь уместны как конница против танков.
Просили Россию о помощи оружием,но...Увы! Не получили.
http://pikabu.ru/story/03032014_odessityi_obratilis_za_pomos...
Коль так обеспокоены судьбой Одессы,Украины и России подпишите "Петицию" одесситов в ООН.
http://odessa2may.wesign.it/ru
Здесь много подписей западноевропейцев,канадцев,соединённых штатовцев,белоруссов,украинцев и др.народов.Но не российских! Те серьёзно заняты горбачёвской калькуляцией - "Who is (хуиз) - кто?"
Кто герой? Кто полу- ? А кто вообще...? И что со всеми ими делать?
Определитесь с кем вы!!!
Текст скрыт развернуть
0
александр очеретин
александр очеретин 19 марта 17, в 06:33 Барин Приехал!!!!! Текст скрыт развернуть
0
Валерий Ломакин
Валерий Ломакин 19 марта 17, в 07:40 пусть сами решают какую кашу заваривают-им хлебать Текст скрыт развернуть
0
Василий Отмахов
Василий Отмахов 19 марта 17, в 08:51 А в 1941-44 гитлеровские корабли на одесском рейде взрывались... Текст скрыт развернуть
0
Лира *****
Лира ***** 19 марта 17, в 16:37 С Крымом обломилось у НАТО, на очереди - Одесса ) Текст скрыт развернуть
0
Валентина Надеждина
Валентина Надеждина 19 марта 17, в 21:06 Одесситы Вы что же хохлы? Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 81

Последние комментарии

zinaida raitalammi
Розалинда Геварис
Евгений Кислинский
ЖИГА жига
Максим
Читать